Новости

Новость 1

Новость 2

Новость 3

Статистика

Пользователи : 3
Статьи : 39
Просмотры материалов : 59428

Психолого-педагогическое сопровождение недоношенного ребенка и его семьи в структуре комплексной реабилитации.

Н. В. Мазурова, С. Б. Лазуренко, Т. А. Карниз, Р. С. Зайниддинова

 

(Статья опубликована: РОССИЙСКИЙ ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

2012).

Представлены результаты научно-практической деятельности педагогов и психологов НЦЗД РАМН по осуществлению комплексной помощи недоношенному ребенку и его семье на 2-м этапе выхаживания. Показано,

что своевременная, правильно оказанная психолого-педагогическая поддержка позволяет восстановить личностную и педагогическую активность матерей, возобновить развитие целостной системы мать–дитя, а так же играет благоприятную роль в профилактике социального сиротства.

К л ю ч е в ы е с л ов а: психолого-педагогическая поддержка семьи, медико-психолого-педагогическая реабилитация ребенка, система мать–дитя, профилактика социального сиротства.

N. V. Mazurova, S. B. Lazurenko, T. A. Karniz, R. S. Zainiddinova

Ps ychological an d pedagogical support for premature bab y an d his family in the structure of complex rehabi litation Federal State budgetary Institution "Scientific Centre of Child Healthcare" of the Russian Academy of Medical Sciences, 2/62,

Lomonosov avenue, Moscow, 119991

The results of theoretical and practical work of pedagogs and psychologists in the Scientific Centre of Child Healthcare of the RAMS to implement the comprehensive care of premature baby and his family at the second phase of nursing

are presented. Psychological and pedagogical support rendered timely and properly was shown to allow to restore thepersonal and educational activity of mothers, to resume the development of an integrated system of mother-child, as well as to play a supportive role in the prevention of child abandonment.

K e y w o r d s : psychological and pedagogical support for the family, medical and psycho-educational rehabilitationof the child, the system mother-child, prevention of child abandonment.

oritn_6.jpg - 119.56 Kb

 

В Российской Федерации отмечается рост заболеваемости детей раннего возраста, что приводит к ухудшению состояния их физического и нервно-психического здоровья в дальнейшем [1, 2].Ежегодно не менее 38% детей рождаются больными или заболевают в первые месяцы жизни. Показатели заболеваемости новорожденных в 2010 г. в России составили 5396,9 на 10 000 родившихся живыми.Доля маловесных детей в 2009 г. составила 5,75%, в 2010 г. – 5,3%. С января 2012 г. Россия перешла на новые, рекомендованные ВОЗ, стандарты живорождения, по которым выхаживанию подлежат малыши массой тела от 500 г, появившиеся на свет после 22 недель беременности. Одним из следствий этого шага, по мнению специалистов, станет увеличение количества детей-инвалидов.

В целях обеспечения эффективной, гуманной и достойной помощи недоношенным детям учреждения системы здравоохранения осуществляют поиск инновационных форм и методов реабилитации.

Одной из таких инноваций, повышающих качество жизни и медицинского обслуживания детей, является участие семьи в процессе лечения и реабилитации. Известно, что одним из необходимых условий для

нормального функционирования всех жизненно важных систем детского организма является биологическая потребность в привязанности и непосредственном контакте с матерью [3, 4]. Недостаток контактов

младенца с взрослым в период его вынужденной госпитализации снижает адаптивные возможности организма, отрицательно влияет на эмоциональное,

а значит, и психофизическое состояние малыша, уменьшает эффективность реабилитационного воздействия. Дети с экстремально низкой массой тела, дети с перинатальной патологией в первые месяцы жизни переживают острый период адаптации к внешним условиям среды, в связи с этим получают в течение длительного времени комплексную медицинскую помощь по нормализации жизнедеятельности организма. Постоянное присутствие матери рядом с младенцем позволяет ему ощутить безопасность и комфорт, а матери удовлетворить свою потребность в материнской любви и заботе о новорожденном. Это в свою очередь способствует гармоничному формированию эмоционального общения в диаде мать–дитя и оказывает благоприятное влияние на психологическое состояние членов диады, а значит повышает эффективность восстановительной терапии.

В стационаре матери имеют возможность наблюдать за состоянием здоровья ребенка, присутствовать на врачебном осмотре, участвовать в обсуждении

медицинских мероприятий и планов лечения, получать информацию о работе органов и систем детского организма, принимать активное участие в процессе кормления (обеспечивают ребенка грудным молоком), выполняют гигиенические процедуры, общаются со своим малышом. Однако положительное межличностное взаимодействие матери с недоношенным

ребенком возможно в случае ее уравновешенного эмоционального состояния, принятия ребенка, рационального отношения к его болезни и процессу

лечения. По целому ряду объективных и субъективных причин такое благоприятное соотношение эмоционального и деятельностного компонентов в материнском отношении к больному ребенку встречается

крайне редко. Рождение недоношенного или больного ребенка оказывает влияние на каждого члена семьи и на всю систему отношений [5, 6]. Наибольшую эмоциональную нагрузку, как правило, испытывают матери.

Только что организм женщины пережил серьезную гормональную перестройку – беременность и роды, что само по себе, без каких-либо осложнений, уже может квалифицироваться как стресс. По данным

разных авторов, послеродовую депрессию переживают от 30 до 50% женщин. В случае, когда у ребенка выявляются те или иные проблемы здоровья, показатели дезадаптации матери могут быть на порядок больше. Кроме того, иногда на женщину действуют несколько неблагоприятных факторов одновременно: например, негативное отношение родственников

к рождению "проблемного" ребенка, нерешенные брачно-семейные отношения, отсутствие материальных возможностей получать в дальнейшем дорогостоящее лечение и т. д.

Состояние здоровья, внешний вид, поведение и реакции глубоко недоношенного новорожденного на воздействие окружающей среды значительно отличаются от тех, которые ожидают увидеть матери. Эти

обстоятельства затрудняют адекватное восприятие матерью ситуации, связанной с состоянием здоровья ребенка, искажают понимание его индивидуальных психологических потребностей, нарушают процесс

взаимодействия матери с младенцем, снижают самооценку и чувство уверенности в родительской компетентности. Кроме того, определенную роль в формировании психологического дискомфорта играет необходимость пребывания в атмосфере медицинского стационара, где каждый день ощущается борьба за жизнь, отсутствует возможность спокойного взаимодействия с ребенком. Поскольку женщины оказываются не в состоянии наладить эмоционально-положительное взаимодействие с ребенком, они начинают испытывать чувство родительской неполноценности, что негативно влияет на личность матери, на отношение к

ребенку и всю систему внутрисемейных и социальных отношений.

У женщины может возникать отчуждение по отношению к ребенку, нежелание ухаживать за ним.

Искажается процесс формирования материнской привязанности. Все это отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, который именно в

этот момент физически и психологически нуждается в матери. Женщина в состоянии стресса не может в полной мере выполнять назначения врача, принимать активное участие в процессе лечения и реабилитации. В этих условиях наиболее остро встает вопрос сохранения психического здоровья матери, ее личностного и трудового потенциала, сохранения семьи

как единицы общества.

В НЦЗД РАМН в течение последних лет осуществляется программа комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации ребенка и его семьи. В отделениях для недоношенных детей комплексную помощь оказывает команда специалистов, состоящая из неонатологов, врачей-специалистов, педагогов раннего возраста и клинического психолога. Врачи, решая медицинские задачи, направляют свои усилия на сохранение жизни и восстановление здоровья новорожденного. Педагог и психолог помогают им достичь общей цели – формирования оптимальной социальной ситуации развития для малыша и сохранения трудового и личностного потенциала родителей. С целью оптимизации программы комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи недоношенного ребенка и оценки эффективности ее применения нами было проведено данное исследование.

 

М а т е р и а л ы и м е т о д ы.

В исследовании приняли участие 165 детей, находившихся на 2-м этапе выхаживания в отделении для недоношенных детей НЦЗД РАМН , а также 111матерей этих детей. Для определения программы психологического сопровождения матерей использовались данные наблюдения, структурированной беседы, клинико-биографического метода, методики самооценки психических состояний Г. Айзенка, методики диагностики социально психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, рисуночных методов.

Для определения содержания и длительности педагогической помощи применялся анализ данных анамнеза, результатов первичного психолого-

педагогического обследования по методике Г. В. Пантюхиной, К. Л. Печоры и Э. Л. Фрухт, беседы, наблюдения за матерью и ребенком в ситуации их

свободного общения.

Р е з у л ь т а т ы  и  и х  о б с у ж д е н и е

По результатам исследования эмоционального состояния матери недоношенных детей были разделены на следующие группы.

Наиболее часто отмечался вариант нарушения адаптации в виде депрессивных состояний (44% женщин). В качестве психологической защиты в этих случаях выступало сужение круга потребностей, в результате чего снижался уровень внешней тревоги (женщины не производили впечатления обеспокоенных, нуждающихся в поддержке, были безразличными, холодными). При этом у них было стойко снижено настроение, в ходе психологической консультации выявлялись подавленность, ощущение непреодолимых трудностей, пессимистическая оценка сложившейся ситуации, неспособность влиять на нее. Вторым вариантом ответа на стрессовую ситуацию были эмоциональные нарушения, проявлявшиеся в виде соматоформных расстройств (26%). Женщины в ходе беседы с психологом предъявляли достаточно большое количество жалоб соматического характера. На фоне выраженной тревоги развивались

диспепсические явления, ощущение мышечного напряжения и т. д. Испытывая острую потребность в психологической поддержке, женщины активно привлекали внимание к своему здоровью. Происходило

взаимодействие и взаимоусиление психологических и соматических факторов в форме спиралевидного патогенного психосоматического процесса. У части (30%) женщин в качестве реакции на стресс были зафиксированы неврастенические проявления. Женщины жаловались на усталость, раздражительность, обидчивость, слезливость, трудность

засыпания, наличие устрашающих сновидений, постоянный страх за ребенка, который не ослабевал ни на минуту. Предъявление симптоматики не носило

демонстративного характера и не преследовало цели получения психологической "выгоды". У большинства женщин выявлялось ухудшение

памяти и внимания, замедлялось усвоение получаемой информации. Они переспрашивали заданный вопрос, долго вчитывались в предлагаемый текст.

Таким образом, матери находились в тяжелом эмоциональном состоянии. Они нуждались в специализированной психологической поддержке.

Изучение родительской компетентности (анализ результатов бесед с матерями и наблюдений за свободным общением с ребенком) позволяет утверждать, что большинство матерей недоношенных детей не владеют навыками продуктивного взаимодействия с ребенком, не имеют знаний и опыта из области ухода за больным малышом и его развития.

Исходя из основных потребностей недоношенных детей и их матерей, их физического состояния, графика проведения лечебных и режимных мероприя

тий, специалистами было определено содержание и длительность комплексной помощи. Она включает в себя два взаимосвязанных блока: 1) специальную педагогическую помощь ребенку и повышение родительской компетентности близких; 2) психотерапевтическую работу с матерями в период лечения ребенка в стационаре [7, 8].Специальная педагогическая помощь представляет собой работу с членами семьи и незрелым ребенком с целью создания оптимальных условий среды и эмоционально-развивающего общения близких для развития его психологического потенциала. Повышение педагогической компетентности родителей осуществляется в форме наглядной демонстрации и практического обучения матери специальным приемам активизации первых ориентировочных реакций малыша, а также в процессе еженедельных 30-минутных лекций и обучающих бесед в период дневного сна ребенка. За период восстановительного лечения ребенка в стационаре педагог имеет возможность поэтапно и последовательно предъявить родителям новую педагогическую информацию, повысить их компетентность в вопросах воспитания малыша, определить необходимые виды педагогической помощи ребенку и семье по месту их жительства. В ходе обучающих бесед педагог оказывает психологическую поддержку матери в принятии особенностей здоровья ребенка, подводит ее к осознанию необходимости использования специальных педагогических технологий для развития психики малыша

и медицинской помощи для восстановления его здоровья.

Психологическая поддержка включает в себя несколько видов деятельности: индивидуальное психологическое консультирование, индивидуальную

психотерапевтическую помощь и групповое психологическое занятие. Диагностическому этапу предшествует беседа с врачом, анализ медицинской документации. Психологическая диагностика проводится в форме

индивидуальной консультации. Цель диагностики – определить особенности эмоционального состояния матери, отношение к детям вообще и больному ребенку в частности, сложившееся ранее представление о процессе и методах воспитания, восприятие себя в системе ближайшего социального окружения.

В зависимости от состояния матери диагностика может проводиться в течение одной или двух встреч. Результаты психологической диагностики, беседы с лечащим врачом, состояние здоровья ребенка анализируются. Согласно полученным данным, принимается решение о методах и содержании психолого-педагогической реабилитации. Форма психологической поддержки, частота встреч и их содержание определяются в соответствии с состоянием здоровья малыша, прогнозом его развития, личностными особенностями женщины, способами совладания со стрессовой ситуацией, жизненными установками, степенью участия в процессе реабилитации.

Психологические мероприятия осуществляются в форме индивидуальных и групповых встреч. Цель индивидуальных психологических занятий –

предотвратить эмоциональный срыв матери, сохранить максимально возможный уровень эффективного функционирования семьи. В процессе работы психолог помогает матерям ориентироваться относительно новых жизненных целей в связи с изменившейся социальной ситуацией; обучает способам совладания со стрессом; направляет активность женщины в русло ежедневной практической деятельности по уходу за ребенком и занятий с ним. Осуществляется эмоциональная поддержка родителей с целью безусловного принятия малыша с особенностями развития, обеспечения возможности отреагирования негативных эмоций, снижения защитных реакций реактивного плана, помощь в организации оптимального режима выполнения родительских обязанностей и медицинских процедур в течение дня. В зависимости от состояния и прогноза развития ребенка психотерапевтическое воздействие разворачивается по линии максимального сближения в материнско-детской диаде либо по линии поиска ресурсов для дальнейшей жизни матери и всей семьи. Для этого используются методы арт-терапии, патогенетической, личностно-ориентированной (реконструктивной) терапии. Психологические и педагогические занятия предоставляют матери возможность получить новый опыт отношений, справиться с волной эмоций, не принимать поспешного решения. Фактически возобновляется развитие целостной системы мать–дитя, на формирование и функционирование которой оказал серьезное влияние стресс. Цель групповых психологических занятий – предоставить матерям возможность получить новые психологические знания, а психологу – выделить пациентов группы риска (с тяжелым эмоциональным состоянием). Групповые занятия проводятся в форме тренингов (тренинг стрессоустойчивости и тренинг взаимодействия с младенцем). На этих занятиях женщины получают эмоциональный отклик своим душевным переживаниям от группы таких же матерей, что способствует уменьшению остроты переживаний. Под руководством психолога они расширяют знания в области детско-родительских отношений,

получают целый ряд инструментальных методов взаимодействия с малышом (пение колыбельных песен, проговаривание своих пожеланий ребенку и т. д.).Общение с другими пациентами – объективная составляющая жизни женщин в клинике. Такое общение может таить в себе некоторую опасность в связи с неправильным информированием друг друга, индуцированием эмоционального дискомфорта. Именно на групповых занятиях психолог имеет возможность задать правильный вектор такому общению. Таким образом, комплексная психолого-педагогическая поддержка семьи глубоко недоношенного ребенка в процессе лечения позволяет выявить предикторы возможной дисгармонии во внутрисемейных и детско-родительских отношениях, предупредить неблагоприятный вариант развития этих отношений, тем самым оказать гармонизирующее воздействие на

социальную ситуацию развития малыша. Правильно и своевременно оказанная психологическая помощь способствует оптимизации эмоционального состояния родителей, а значит, делает их более активными и

последовательными в процессе лечения ребенка. Овладение родителями педагогическими технологиями и способами развивающего эмоционального

общения со своим ребенком позволяет в большинстве случаев восстановить их личностную и педагогическую активность. Время, проведенное женщиной с малышом на втором этапе выхаживания, совпадает с "началом родительского отношения". Психологическая поддержка является профилактикой социального сиротства. За время лечения можно укрепить родительскую позицию, которая имеется у каждой женщины. Она – ре-

зультат специфических условий воспитания девочки в родительской семье, ее личностных и характерологических особенностей, жизненных ценностей и убеждений. Появление "проблемного" ребенка – потенциальная угроза отказа от него в случае несформировавшейся, инфантильной или холодной материнской позиции. Психологические и педагогические занятия

предоставляют матери возможность получить новый опыт отношений, помогают справиться с волной эмоций, не принимать поспешного решения. Специалисты сопровождают женщину в ее новой, совместной с ребенком деятельности, позволяют развернуться генетической программе материнства. Фактически возобновляется развитие целостной системы мать–дитя, на формирование и функционирование которой оказал серьезное влияние стресс. Педагоги и психологи, работающие в отделении для недоношенных детей, имеют уникальную возможность оказать помощь тогда, когда проблема только начала формироваться, предотвратить неблагоприятные, а иногда глубоко патологические последствия стресса родителей. В результате проведенного в отделении лечения ребенок становится физически более крепким, а женщина получает своевременную специализированную поддержку педагога и психолога. Этот благоприятный момент для профилактики внутрисемейной дисгармонии и социального сиротства ни в коем случае нельзя упустить. Только условия стационара позволяют

осуществить такую комплексную помощь, поскольку на амбулаторном этапе изменится спектр задач, решаемых семьей.

Литература

1. Альбицкий В. Ю., Баранов А. А. Часто болеющие дети: клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. – Саратов: Радуга,1986.

2. Баранов А. А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты // Педиатрия. – 1999. – № 3. – С. 4–6.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –

СП б: Питер, 2008.

4. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет / Под ред. Н. М. Щелованова. – М., 1969.

5. Клиническая психология: Учебник для студентов высших учеб-

ных заведений / Под ред. А. Б. Холмогоровой. – М.: Академия,

6. Мазурова Н. В. Об особенностях психоэмоционального состояния родителей больного ребенка // Рождение и жизнь: Материалы международной конференции по клинической психологии детства / Под ред. В. А. Аверина, А. Н. Корнева. – СП б: Изд.СП бГПМА , 2010. – С. 90–92.

7. Лазуренко С. Б. Организация в учреждениях системы здравоохранения коррекционно-педагогической помощи детям с поражением ЦНС (методическое письмо). – М., 2008.

8. Мазурова Н. В., Лазуренко С. Б. Обучение родителей педагогическим технологиям воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях стационара // Материалы науч.-практ. конф. "Специальное образование". – СП б, 2010.