Новости

Новость 1

Новость 2

Новость 3

Статистика

Пользователи : 3
Статьи : 39
Просмотры материалов : 59426

Когда ребенку трудно найти общий язык с ровесниками. Сказкотерапия.

Я работала с  девочкой 10-лет, у которой были  трудности построения отношений с ровесниками. Она обладала высокими интеллектуальными способностями, трудолюбием, привлекательной  внешностью, воспитывалась в любящей интеллигентной семье. Эта сказка была написана для нее. После краткосрочной терапии у девочки начались складываться  дружеские взаимоотношения с одноклассниками.  Надеюсь, что эта сказка может быть полезной другим детям, имеющих трудности общения с ровесниками. 

СКАЗКА «ЛЮДИ С ДРУГОЙ ПЛАНЕТЫ».

 У королевы и короля  родились две дочки-близняшки, красивые, здоровые, похожие друг на друга как две капли воды.  Звали их Эльза и Ильза. Это были по истине счастливые дети- родители любили их, заботились о них. Король для дочек  заказывал со всего света самые удивительные игрушки и красочные книжки с волшебными сказками и поучительными историями. Королеве привозили из восточных стран тончайший материал, из которого лучшие портные страны шили изысканные платья, украшенные сверкающими камнями. Большое внимание уделялось воспитанию и образованию девочек. Мудрецы со всего света беседовали с ними, галантные учителя, кроме школьных предметов – учили музыке и рисованию, шитью, кулинарии, садоводству, медицине и другим нужным предметам.

Часто вдоль ажурного забора королевского сада проходила угрюмая женщина. Она жила в темной лачуге на краю города.  Она часто наблюдала за принцессами. Всегда нарядные, жизнерадостные принцессы много времени проводили в саду. Здесь они ухаживали за цветами и деревьями, собирали лекарственные травы, слушали музыку природы и играли на инструментах, рисовали картины, учились укрощать диких коней, слушали истории мудреца, устраивали веселые балы с пажами и маленькими фрейлинами, а иногда они просто играли и качались в серебряных гамаках, ничего не делая. Угрюмая женщина, видя, как живут принцессы, с каждым разом становилась все злее и злее. «В этом мире нет справедливости. У меня есть дочка, она ни чем не хуже королевских детей. Но никогда она не будет иметь даже сотой части  того, что имеют эти принцессы. И все только потому, что кто-то родился во дворце, а кто-то в  бедноте.  Мир устроен неправильно, я должна восстановить справедливость». Сердцем женщины завладела Ужасная Зависть.  Она была из рода колдунов, но колдовала редко, т.к. каждое заклятье уносило 10 лет ее жизни, а час своей смерти не знают даже ведьмы.   Когда Зависть завладела ее душой и сердцем, она открыла черную книгу и стала колдовать: « пусть Эльзы и Ильзы, королевских детей не будет на этой земле…». Заклятье совершилось, колдунья умерла, а девочки…. Оказались на другой планете.

Девочки проснулись от боли –круглые плоды неизвестных деревьев, похожие на резиновые мячики летели без перебоя   в них. От неожиданности они вскочили, обнаружили , что они спали на земле и увидели в нескольких метрах от себя много человечков.  Они были маленького роста, с  короткими ногами, большими животами и головами с лохматыми  спутанными волосами и узкими огромными глазами. Эти существа: и старики, и дети кричали что-то на своем языке и целились в принцесс круглыми предметами. Девочки взялись за руки и побежали. Существа бросились за ними, продолжая стрелять круглыми предметами.   Девочки бежали до тех пор, пока не увидели пещеру, в которой спрятались, загородив проход камнями и ветками деревьев. Существа остановились около пещеры, они не стали заходить во внутрь, а о чем-то совещались.

«Нам снится кошмарный сон!»- девочки стали щипать себя и друг друга руками. Но очень скоро поняли, что это не сон… и стали плакать. Они догадались, что  по чьему-то злому умыслу они оказались здесь. «Мне очень плохо, мое тело болит от множества ударов, я заболеваю»,-прошептала Ильза, и легла на землю. Эльза сделала ей подстилку из коры и листьев, гладила ее и пела любимые песни. Когда сестра уснула, Эльза стала искать выход из пещеры. Но увы… пещера была маленькая, темная и кроме камней и старых веток в ней ничего не было. «Надо что-то придумать, так мы умрем от холода и голода», - девочка посмотрела в щель – существа сидели около пещеры. Прошло много времени, Ильза плакала и просила пить, да и сама Эльза испытывала и жажду и голод. Эльза выглянула из пещеры, существа стали кидать в нее предметами. В отчаянии она стала теребить ключ от королевской казны, который висел у каждой принцессы на шее. Пока принцессы не достигли совершеннолетия, они не могли пользоваться казной, но были обязаны охранять государственные ключи. Королевский мастер  сделал из ключей дудочки, чтобы принцессам было приятнее выполнять свои обязанности – охранять ключи, а учитель музыки научил девочек  играть музыку природы. Эльза поднесла ключ к губам и полилась соловьиная трель. Эльза  тихо вышла из пещеры. Существа слушали музыку. Эльза сыграла им песни скворца и шмеля, весеннего ручейка. Она ласково улыбнулась существам и протянула свой ключ. Люди с Другой планеты стали по очереди дуть в ключ, но музыки не было, а был только свист. Они стали драться из-за ключа, а часть стали опять бросаться в Эльзу резиновыми предметами. Это было очень больно. Девочка забежала в пещеру, но быстро вернулась оттуда с ключом сестры. Она играла колыбельную мамы, а  существа стояли зачарованные. Эльза стала учить новых знакомых играть на ключе. Существа радовались, когда у них что-то получалось, им было интересно и  к счастью для девочки, они забыли про свои круглые резиновые предметы. Эльза  жестами объяснила, что голодна, а жители Другой планеты показали ей съедобные деревья и травы, и родник.. она накормила и  напоила свою сестру. «Ильза выйди из пещеры, пойдем со мной »- просила Эльза. « Я хочу домой. Я мечтаю о наших прелестных кроватках,  о наших добрых родителях. Нас никто не обижал во дворце. Мы хорошие,  мы ничего не сделали никому дурного, мы не достойны такого отношения! А эти  люди невоспитанны. Они дерутся, они не гостеприимны, они во многом ограничены.  Посмотри на их внешность, они  другие! Мне достаточно общения с тобой, сестренка. А они мне не интересны. Я очень хочу домой. И если с помощью волшебства, мы попали на эту планету, то с помощью волшебства, мы и вернемся домой».

Ильза осталась в пещере, она вспоминала свое прошлое, жила мечтами, а вечером приходила Эльза, приносила ей еду и беседовала с ней.

Эльза каждый день встречалась с существами. Она научила их делать  дудочки и играть на них музыку, а потом весело плясать. Эльза знала много  детских игр, и существа с нетерпением ждали ее прихода. Она научила их готовить вкусные блюда, а деликатесы получались у нее из тех фруктов, которыми когда существа бросались в девочек.   Эльза в своем королевстве была прилежной ученицей, и охотно делилась своими знаниями и умениями с жителями Другой планеты А когда она научилась их языку, она рассказывала им сказки, а сказок она знала много…Существа тоже делились с Эльзой своим опытом, открывали тайны своей планеты. Со временем Эльза нашла себе новых друзей, их было всего двое, но с ними она чувствовала себя лучше всего.

Прошло много времени, существа услышали много сказок о королях и королевах, и захотели иметь своего повелителя. Они пришли  к Эльзе с цветами и предложили ей стать их королевой. Девушка согласилась. Она была растрогана, в глубине  души  она знала, что по происхождению она родилась королевой, но стать королевой благодаря своему характеру, а не  благодаря королевкой крови – большая честь и заслуга для каждого.

Когда Эльза стала королевой, первый указ был посвящен сестре: «Ильза может гулять, где она хочет. Никто не имеет право  ее обижать». Существа уважали свою королеву и выполнили этот приказ. Ильза как тень бродила по Другой планете, вспоминая свое прекрасное прошлое. А Эльза училась быть королевой.

 После чтения любой сказки, совместного просмотра фильма,  обсуждайте с ребенком волнующие темы, то, что трогает ваши чувства. Это  не только бесценные минуты общения с ребенком,  но  и  один из методов гармоничного воспитания.

Вопросы к сказке:

  1. как вели себя сестры на Другой планете? Кто занял активную позицию, кто пассивную?
  2. боялась ли  в начале Эльза  людей с другой планеты?
  3. что  случилось бы, если бы Эльза тоже заболела?
  4. почему существа кидались в девочек предметами?
  5. почему существа стали дружить с Эльзой?
  6. почему существа предложили быть королевой Эльзе, ведь у Ильзы была тоже королевская кровь?
  7. почему девочки, получив одинаковое воспитание и образование по- разному повели себя в трудной ситуации?