Новости

Новость 1

Новость 2

Новость 3

Статистика

Пользователи : 3
Статьи : 39
Просмотры материалов : 59423

Жизнестойкость: путь к авторству собственной жизни или как избавиться от психологии жертвы

 

2-619 1_6«Все мы ответственны  за свое отношение к неблагоприятным обстоятельствам, за то, будем ли мы жить, испытывая горькие сожаления или найдем способ подняться над своими ограничениями, над обстоятельствами, и, несмотря на них, поступать взросло и осмысленно.» Игумен Евмений.

Жертва - это слово в последнее время все чаще  звучит в обиходе. Жертвы природных катаклизм и  техногенных катастроф, жертвы войны и политических режимов, жертвы сексуального и домашнего насилия, изгои в классе и в трудовых коллективах. Список легко можно продолжить. Жизнь человека не проходит без потрясений, без боли, без падений. Попав в кризисную ситуацию, человек, будучи по природе своей свободным, делает выбор «между прогрессом и регрессом, интеграцией и отставанием» (Э.Эриксон). При любых  жизненных испытаниях  стоит гамлетовский вопрос: быть или быть? Быть автором собственной жизни или не быть, а быть жертвой определенных обстоятельств.

 

Мухина В.С. дает четкое определение феномена жертвы. Пострадавший - это человек, с  которым случилось несчастье и жертва -  это человек, с которым случилось несчастье и он пользуется тем, что он несчастен.  В силу жизненного многообразия и непредсказуемости на определенных этапах своего развития  люди входят в категорию пострадавших,  но только часть из них становятся личностями – «жертвами», ищущими выгоду из своего незавидного положения.

  Известный психиатр Э. Крепелин еще в начале 20 века заметил, что быть жертвой выгодно. Наблюдая за пациентами, он  подметил закономерность,  что  при переживании даже совсем  незначительных несчастных случаев у человека возникают постоянно усиливающие с течением времени расстройства, которые носят депрессивный характер и выражаются в подавленности, плаксивости, слабоволии, повышенном внимании к действительному или  чаще мнимому бессилию и сочетаются  с поиском выгоды в своем незавидном положении и настойчивостью требований компенсаций.  Данные установки:  «мне все должны, т.к. я уникален, неповторим, много, что перенес в жизни и натерпелся, ко мне требуется особое отношение »побуждают к социальному иждивенчеству, паразитизму и  формированию  личности с поведением жертвы.       « Жертва – это опасная пораженческая психология, в силу определенных причин закрепляющаяся  в модели поведении человека и запрещающая ему жить полноценной жизнью, сковывающая личный потенциал, подавляющая и подчиняющая личность различным ролям и маскам».                 (М. Одинцова).

Характеристика личности жертвы:

1. Склонность воспринимать ситуацию как нечто неизбежное, фатальное.

2. Склонность  «уходить в себя».

3. Повышенная фиксация на имеющихся препятствиях.

4. Пассивность, несамостоятельность в разрешениях конфликтов.

5. Склонность к повышенной  конформности и социальной робости, эмоциональной неустойчивости.

6.  Выраженность комплекса неудачника.

8. Заниженная самооценка, неуверенность в своих силах.

9. Высокая степень фрустрационной напряженности.

10 .Психологическая адаптация ниже нормы.

11.  Дефензивность, включающая в себя малодушие, трусость, ранимость, робость, уязвимость, стеснительность, склонность к сомнениям, чувство вины, перед теми, кто кажется хуже. «Дефензивный человек - …. «поджимающий хвост» в той обстановке, где агрессивный «оскаливается». (  М. Одинцова.)

12. Выраженность комплекса «выученной беспомощности» . Особое внимание хочется уделить этому пункту.  Не всегда жертва будет обладать данным комплексом. Но именно выученная беспомощность готовит благодатную почву для развития психологии жертвы. Истоки этого комплекса уходят в глубь детства, когда родители не развивают компетентность ребенка в какой-либо деятельности , окружают  его гиперопекой, защищая его от негативных переживаний, стрессовых ситуаций , тем самым не обучая навыкам стрессоустойчивости, жизнестойкости. Повзрослев, человек не имеет  предшествующего опыта решения сложных задач, не видит четкой взаимосвязи между своими действиями и их последствиями,  у него  сформирован недостаточный уровень потребности в поиске. Он  считает, что с данной задачей справится любой, но не он сам.   Попав в ситуацию пострадавшего, такой человек ничего не предпринимает для изменения положения.   

13.  Отсутствие ответственности -   это основная характеристика  жертвы.   Хочу привести слова игумена Евмения,  который на мой взгляд, наиболее точно дал определение ответственности: «Ответственность означает авторство. Ответственный человек – это человек, который осознает…, что творит  свою жизнь сам, что никто кроме него, не виновен в том, что его жизнь именно такова.

Быть ответственным означает  держать ответ за исполненное,  отвечать за порученное, сполна рассчитываться за пропущенное и добровольно принимать наказание за неверно выполненное.

Самое печальное, что у безответственного человека не хватает смелости и  мужества  осознать свою безответственность.»

Я-КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ-ЖЕРТВЫ.

Когнитивный компонент включает в себя  представление человека   о качествах, способностях,  внешности, социальной значимости.

Эмоциональный компонент включает в себя  оценку субъекта самого себя, своих потребностей, возможностей, желаний, интересов, идеалов, ценностей,  с отношением к себе в целом и к отдельным сторонам своей личности.

Волевой компонент включает в себя  направленность на достижение цели, планирование своих действий, осуществления самоконтроля за своими  действиями и состояниями.

Поведенческий компонент включает в себя совокупность  когнитивного, эмоционального и волевого начала.

  • Перекладывание ответственность за свою жизнь и свою судьбу на других   людей.
  • Поиск наиболее выгодной позицию для себя.
  • Экстремальный локус контроля
  • Вера в сверхъестествен- ные силы.
  •  Инфантилизм, беспомощность, стремление к паразитизму.
  • Представление о себе как о пассивном, беспомощном субъекте.
  • Самооценочная тревожность.
  • Отсутствие самоконтроля за поведением.
  • Эмоциональная возбудимость – реакция на стрессы, ориентация преимуществен-но на эмоции, что приводит к нервным срывам,  потрясениям, депрессиям.
  • Ценностные ориентации представляют собой неустойчивую систему.
  • Пассивность, безынициа-тивность.
  • неумение самостоятель-но принимать решения          (  колебания, длительный процесс принятия решений).
  • Страх ошибиться.  
  • Совладание с трудностями :  эмо- ционально-ориентирован-ный копинг и копинг   – избегание проблем.
  • Отсутствие ответственности  за себя  и за свое будущее.
  • Лживость, ригидность, низкая активность.
  • Иждивенческие установки
  •  Пассивно-оборонительный стиль поведения.

images 2Классификацию  видов личностей- жертв можно определить по ролевому поведению, которое человек сознательно или неосознанно выбирает .М.Одинцова выделяет 11  игровых ролей жертвы - 10 масок, с помощью которых человек представляет свое внутреннее «Я» с учетом ситуации, в которой   находится.

У человека достаточно много причин, по которым он  прячет свое настоящее  лицо, скрывает  его спонтанное выражение, прячет истинные эмоции и  надевает маску.  К этим причинам относятся :

1.Неверие в собственные силы

2.Недоверие к другим людям

3.Не умение ценить и любить других.

4.Не умение ценить себя и видеть в себе личность.

5.Страх затруднительных положений в межличностных контактах

6.Неумение управлять своими эмоциями

7.Необходимость получать одобрение всех и каждого.

images 10Что дают  маски человеку? Во-первых, они защищают его ( его раненное Я,  внутреннего ребенка). Во – вторых,  приносят выгоду - чем больше масок, тем  лучше человек способен манипулировать поведением других людей. Но результат одевания масок известен и печален: тратиться достаточно много энергии для поддержания защиты, человек не живет в полную силу и перестает быть самим собой. Виды масок личностей-жертв  представлены автором статьи как краткие заключения.

МАСКА  - ИНФАНТИЛЬНАЯ ЖЕРТВА: 

Личные особенности: несамостоятельность, избалованность,  зависимость от других , включая  и старших, и младших. Отсутствует мотивация  на внутреннее развитие.  Наблюдается  поведение, не соответствующее  возрастным требованием:  реагируют  на ситуацию, как более  младшие по возрасту, не желают принимать свой возраст.   Имеют привычку, что другие все за них решают. Отсутствует практика преодоления трудностей. Выявлены особенности эмоционально-личностной сферы:  наличие страха  -  боязнь ответственности взрослой жизни, защитный механизм проявляется в  уходе от реальности.

 МАСКА - АУТОАГРЕССИВНАЯ ЖЕРТВА: Выражено  привлечение  к себе внимания  своими страданиями. В экстремальной ситуации наблюдается  поведение нанесения ущерба  своему психическому или физическому здоровью для изменения этой ситуации.  Провоцирует  вину  на других людей, тем самым  разрушает себя и окружающих. Выявлена тенденция к самоуничтожению.

МАСКА - ДОН ЖУАН, ПУСТОЦВЕТ-СОБЛАЗНИТЕЛЬ:  Личные особенности: пассивность,  мстительность, инфантильность, малодушие, трусость.  Чувствует себя сильным и уверенным, одерживая победы нал женщинами.  Имитирует чувства, испытывает страх перед истинными чувствами.  Наблюдается «женский» тип отношения к противоположному полу – не может дать ничего, кроме себя. Для  утверждения  в мужском мире не прикладывает усилия,  добивается не силой, славой, заработанными  деньгами, а напрямую самим собой.  В  иерархии мотивов  ведущим является  стремление к обладанию всеми женщинами, за которым стоит  месть за старую травму.  В отношениях  не искренен: обманывает,  что он заколдованный принц, изображает любовь,   его истинная радость – это радость тщеславия и самоутверждения плюс среднее сексуальное удовлетворение .   Самореализуется и самоутверждается  за счет внушения страсти  женщинам. Цель единственная – одерживать победы над женщинами, жестоко мстя за сердечные обиды.  Выбирает  фальшивость в отношениях: для него лучше имитировать чувства, внушать страсть , чем духовно трудиться  для постижения истинных переживаний.

ДЕМОНСТРАТИВНАЯ ЖЕРТВА.

Личные особенности: беззастенчивое притворство, лживость  и патологическая ложь, лицемерие, отсутствие каких-либо зачатков этических норм ,многоликость, сварливость. Сама верит в то, что рассказывает, театрально растворяясь в придуманных образах несчастных героев. Демонстративно несет миссию жертвы под прицелом видеокамер, участия в   различных шоу. В мотивационной сфере выявлено  желание создавать конфликты, ссоры между людьми, необходимость  в скандалах.  Обладает даром внушать к себе чувство симпатии и сострадания. В поведении наблюдается  обходительность, вежливость, услужливость только при условии, когда ей  выгодно.  С близкими людьми и незначимыми – проявляет эгоизм, агрессию, жестокость, интриганство.  Нарочитая готовность услужить сочетается с  постоянными жалобами об ее несчастьях.  Ей свойственно упиваться страданиями   и вовлекать в них окружающих. Льстит, вкрадывается в доверие, клевещет, может вести двойную игру.

МАСКА - ЗАВИСИМАЯ ЖЕРТВА.

Личные особенности: тревожность, легкая ранимость, непреодолимая подчиненность  интересам другой личности, «я – не есть я, я - другой». В поведении выявлены  податливость малейшей критике и неодобрению со стороны окружающих, непереносимость одиночества. Бежит от действительности , бежит от самой себя, растворяясь в мире другого человека. Свойственно соглашаться с другими,   добровольно идти на унизительные работы с целью приобрести поддержку. Когда обрывается близкая связь, ощущает  себя опустошенной и беспомощной. Наблюдаются значительные трудности в свободном выборе поведения, в самостоятельном принятии решений.  В эмоционально-личностной сфере  ярко  выражен  страх быть отвергнутой, размытость или отсутствие личностных границ.

МАСКА - САМОВЛЮБЛЕННАЯ ЖЕРТВА, НАРЦИСС.

Личные особенности:  чрезмерная важность, безмерная любовь к себе,  сильный эгоцентризм, болезненная фокусировка сознания на себе, ощущение того, что ей много дано от природы. Восприятие мира происходит через призму  самой себя. Ощущает себя центром вселенной – мир крутиться вокруг  ее. Выявлены   постепенная деградация    личности, скудность внутреннего мира.

МАСКА - НИЩАЯ ЖЕРТВА ,ПОПРОШАЙКА .

Личные особенности:  пассивность,  лень,  убожество души,  мелочность,  неумелость,  внушаемость,  быстрая  утомляемость,  равнодушие к чужому мнению. Потеряла уверенность, что можно получить благо  трудом,  поэтому  унижается, просит, паразитирует. По роду деятельности работает  в  платных осведомителях, попрошайничает  в трудных жизненных  ситуациях,  ее часто можно встретить на митингах.

МАСКА  - ДЕПРЕССИВНАЯ  ЖЕРТВА 

Личные особенности: замкнутость, безнадежность,  беспомощность,  подавленность, отстраненность от всех действий, событий, людей.  В коммуникативной  сфере  при любой возможности уединяется  –  у нее нет сил  на общение  с людьми.  Если есть контакт, то наблюдается  пение жалоб, скуление по поводу своих несчастий и заболеваний. В когнитивной сфере выявлено нарушение ясности мышления.  Особенности эмоционально-личностной сферы: снижение интереса к жизни, повышенная самокритика,  чувство вины, угнетенность, стойкое продолжительное снижение настроения, печаль отчаяния,  тоска, чувствует отвержение.

МАСКА - АГРЕССИВНАЯ ЖЕРТВА.

Личные особенности:  лень, пассивность, завышенный уровень притязаний,  спесивость, заносчивость, грубость. Считает, что  «весь мир ей должен».  Использует агрессивные  действия    в качестве средства достижения  значимой цели,  для  удовлетворения психологической разрядки и  потребности в самореализации и самоутверждения.  В поведение  наблюдается сутяжническая деятельность, борьба за попранные права, защита  ущемленных интересов  путем бесконечных жалоб во все возможные инстанции,  в суды.  Она настойчиво и жестко добивается своего, одновременно выплескивая накопившую злобу на окружение.

Самоутверждается   за счет других , достигая значимой цели любой ценой.

Стремится добиться своего, потому что считает, что  все должно быть так, как она хочет, а не иначе.   Имеет большое количество разных желаний ( например, богатство,   замечательная во всех отношениях вторая половина), но при этом ничего не делает.

МАСКА -  ЛЮБИТЕЛЬ ХАЛЯВЫ.

Личные особенности: виктимность,  зависимость т от авторитетов, дающих знания и  от людей, способных дать поддержку,  жадность, отсутствие общей культуры и культуры общения с финансовыми средствами. Выражена неспособность  делать что-то без посторонней помощи.  Считают,  что все должно быть просто .  Отсутствует мотивация  трудиться, прикладывать усилия для достижения цели.

ОПИСАНИЕ СТРУКТУРИРОВАННОЙ ТЕХНИКИ «ГАЛЕРЕЯ  МАСОК».

1.Вступление.  Участники знакомятся с вышеизложенным материалом, акцент делается на описание масок.

2.Разогрев. Участникам  дается  инструкция:  в паре придумать сценку из жизни Маски, в которой ее  личностные особенности  проявляются наиболее ярко.  После просмотра  этюдов и  отгадывания участниками группы имени Маски, участникам  предлагается нарисовать   в группах портреты Масок,  изобразив   их сущность, главные черты.   Когда портреты всех Масок  будут нарисованы, они  вывешиваются на стене и участников приглашают в Галерею Масок.

23. Группа выбирает  протоганиста,  можно несколько человек, наиболее мотивированных для Встречи с Масками в их жизни. После этого им предлагают на несколько минут покинуть аудиторию. Другим участникам дается инструкция выбрать Маску, которую  они готовы представить в Галерее: «  Подумать какая вам из масок знакома,  или возможно  есть маска, которую вы плохо знаете. Выберите роль маски  по одному из этих критериев. Задачи масок: привлечь внимание, вызвать интерес, подружиться, оставить с собой протагонистов, пойти с ними по их жизненному пути. Как только протагонист подходит к Маске, она начинает монолог ». Выбирается ресурсный персонаж –Водопад ,часть природы. Когда протоганист подходит к Водопаду,  Водопад  говорит ему следующие слова:  « Я- водопад.  Я-чистая живая вода. Я даю тебе свободу, я даю тебе новые возможности, я даю тебе силы идти своим путем».   Маски и Водопад занимают свои места. Приглашаются  протаганисты.  Им дается инструкция : « добро пожаловать в Галерею, где вы встретите знакомые портреты и не очень. Познакомьтесь с ними более внимательно.  В галереи есть  две двери, дверь,  в которую вы вошли и из которой можете выйти, и есть новая дверь, до которой вы можете дойти только просмотрев все Маски.  Что там – неизвестно, но несомненно, это связанно с Новой  Жизнью.  Выбор двери за вами.  Помните, что в  галерее масок есть Водопад. Это  ваш ресурс, вы можете к нему обращаться по мере необходимости. Ресурс есть в жизни всегда и у каждого, иногда  его просто не замечают.» После этих слов начинается  действие.

4.Ритуал «Прощание с Маской». После завершения просмотра Галереи  протоганистами, все участники, кроме Водопада, садятся на свои места.  Директор дает  инструкцию: « в конце Галереи есть дверь,  которая ведет  в новый мир, дающий новые возможности.   Здесь есть горы разной высоты, здесь светит солнце, много тропинок и дорог. Здесь есть озеро с водопадом. Пред тем как вы пойдете по своей дороге, к своим вершинам – вам подарок от природы .  Природа щедра на подарки…  перед тем как открыть эту новую дверь, вы можете снять Маску, умыться  водой, взять силы у Водопада.  Вы можете делать это молча, можете проговорить вслух, от какой маски вы отказываетесь.»  После прохождения ритуала   группа  помогает совершить ритуал  участнику, играющего роль Водопада.

5.Шеринг.

Заключение: 1.при проведение техники «Галерея» роль Водопада оказалась более  востребованной, чем  я ожидала, протаганисты  часто обращались  к его помощи.

2. Инфантильная маска заняла первое место, большинство участников  прощались именно  с ней.

Литература:

1.М.Одинцова. Психология жертвы.- БахраХ –М, 2010.

2.Игумен Евмений.  Духовность как ответственность. Родник, 2000.